Польза сказок для детей, какая она?

Прочитанные бабушкой на ночь, рассказанные родителями или оживленные мультипликаторами – сказки есть в жизни каждого ребенка. Являются ли они просто развлечением или могут стать удобным инструментом воспитания? У психологов и опытных мам на этот вопрос существует совершенно однозначный ответ: польза сказок для детей неоспорима. Они важны, нужны и должны быть поданы ребенку правильно.

польза чтения сказок для детей

Польза сказок для малышей (от 0 до 1 года)

Крошечные детки, конечно, не понимают хитросплетений сюжетных линий. Поэтому для них идеально подходят простенькие потешки и четверостишия. Ими родители и бабушки сопровождают процессы одевания и кормления ребенка, массаж и пальчиковую гимнастику. Мелодичный голос, ласковые интонации и ритм стишков успокаивают малыша, поднимают ему настроение и способствуют скорейшему развитию речи.

Зачем таким крошечным детям сказки? Сложные им не нужны, а вот короткие, снабженные яркими иллюстрациями – необходимы. Для детей первого года жизни книжки бывают шитые (“мякиш”), фигурные (“вырубка”), для игр в ванной (водостойкие) или просто изданные на толстом картоне. Ребенок ведь обязательно захочет попробовать книжку на вкус, потрепать ее или постучать ею о стол. Поэтому стоит приобрести пару-тройку сказок, например: “Колобок”, “Курочка ряба”, “Три медведя”, “Теремок”, в одном из перечисленных форматов.

Для детей от 0 до 1 года текста должно быть минимум, ведь они все равно мало что поймут из него. А вот картинки должны быть на каждой страничке – крупные, понятные, красивые. Мама может листать книжку со сказкой и комментировать иллюстрации, акцентируя внимание малыша на изображениях:

Кура снесла яйцо. Это – баба и дед. Дед по яйцу – тук, тук. Баба по яйцу – тук, тук. А яичко целое. Мышка прибежала – топ, топ, топ. Хвостиком махнула, яичко – бух. Бух, упало. Смотри, разбилось. Ая-я-яй!

Упрощенное изложение сказки необходимо – пусть малыш узнает в речи знакомые ему словечки (“бух”, “тук” и т.д.), запоминает новые. Рисунки в книжке будут способствовать развитию воображения ребенка, познакомят его с окружающим миром. В возрасте около года, при прочтении мамой сказки, малыш сам уже будет гулить и показывать пальчиком на нужного героя повествования.

Польза сказок для детей от 1 до 3-х лет

Подрастая, малыш будет проявлять все большее внимание к сюжету. Его будут интересовать не только картинки, но и сами приключения. Добрые герои будут вызвать положительные эмоции, на злых он будет немножко сердиться. Читать книги детям такого возраста становится интереснее даже самим родителям, потому что отдача от процесса больше.

Сказки для детей от 1 до 3-х лет должны быть короткими и добрыми. Родителям стоит корректировать трактовку историй по своему усмотрению. Жестокие сюжеты, как ни странно, часто встречающиеся в сказках, нужно заменить на что-нибудь иное, приемлемое для детской психики. А еще лучше – изначально выбирать произведения, написанные в позитивном ключе.

польза чтения сказок для детей

В этом возрасте польза сказок очевидна. Они нужны для того, чтобы ребенок:

  • учился понимать, что такое “хорошо” и что такое “плохо”;
  • учился видеть взаимосвязь между поступками и их последствиями;
  • узнавал, что такое взаимовыручка, и зачем нужны друзья;
  • учился распознавать коварство и хитрость;
  • учился сопереживанию;
  • подсознательно старался быть хорошим и добрым, потому что в сказках добро побеждает зло.

Читая сказки ребенку, нужно стремиться к отклику с его стороны. Чтобы польза сказок была больше, родителям нужно подчеркивать мораль историй, производить оценку персонажей, обсуждать с малышом, кто и почему поступил хорошо или плохо. Пусть малыш высказывает свое мнение, комментирует действия персонажей. После прочтения можно задать ребенку вопросы по сказке: что произошло, про кого была история, что ему понравилось больше всего.

Польза сказок для детей от 3-х лет и старше

Сказки – особый мир, в котором возможно многое. В возрасте от 3-х лет ребенку пора начать объяснять, что реально, а что вымысел. Пусть он учится понимать, что волшебство существует в его фантазиях, в сказках, но ему нет места в жизни. Это будет полезно и для безопасности ребенка: мало ли маленьких мечтателей, пытающихся “полетать” со стола, боящихся появления бабы Яги. К тому же, многие детские страхи являются как раз следствием того, что родители вовремя не расставили акценты, не объяснили, что есть истина, а что есть вымысел.

В практической психологии существует направление “сказкотерапия“. На самом деле, многие родители интуитивно используют ее приемы самостоятельно.

Суть сказкотерапии заключается в том, что сюжеты для чтения подбираются в зависимости от существующих у ребенка проблем. Например:

  • боязливому ребенку придумывают или читают сказки о том, как какой-нибудь трусишка набрался-таки смелости и всех победил;
  • маленькому жадине полезны будут сказки о том, как не желающий ни с кем делиться главный герой страдает от отсутствия друзей до тех пор, пока не становится щедрым;
  • некрасивому ребенку, которого все дразнят, подойдут сказки типа “Гадкого утенка”, “Звездного мальчика”, “Карлика-носа”;
  • агрессивным детям имеет смысл читать сказки с добрыми сюжетами, в которых побеждают и выигрывают самые сердечные и ласковые герои.

С помощью сказки, придуманной вслед произошедшему событию, родители могут в значительной мере повлиять на поведение ребенка и его восприятие окружающего мира. По собственному опыту могу сказать, что сказки – мощный инструмент воспитания детей любого возраста. Безболезненно, практически в игровой форме, решаются такие проблемы, как нежелание дружить с одногруппниками, ревность к брату или сестре, боязнь темноты и т.д.

В сложных случаях, связанных с детскими страхами и конфликтами, родители могут найти хорошего детского психолога, который порекомендует им нужные сказки и скорректирует поведение ребенка по индивидуальной программе. В арсенале профессионалов – не только лечение сказкой, но и диагностирование, выявление скрытых психологических проблем.

Пользу сказок для детей трудно переоценить. Этот душевный, добрый жанр литературы идеально подходит для восприятия детской психикой и ее адаптирования к реалиям окружающего мира.

Сохраните информацию: